Дорогие Друзья!
Художественный музей представляет новую виртуальную выставку «Югра. Территория мифов», приуроченную ко Дню образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры!
Предлагаем вашему вниманию экскурсию по выставке, которую подготовил художник и искусствовед Андрей Викторович Переверзев, научный сотрудник Сургутского художественного музея. Экскурсия познакомит вас с произведениями двух самобытных сибирских художников – заслуженного художника России Геннадия Райшева и самодеятельного (наивного) живописца Петра Бахлыкова (1932-1999), чьи произведения хранятся в фондах Сургутского художественного музея. Художников без преувеличения можно назвать «певцами земли Югорской», в их творчестве нашел отражение особый колорит культуры и истории нашего края.
Геннадий Степанович Райшев
Творчество Райшева - синтез фольклорно-природной, архаической основы, русской художественной культуры и современной европейской изобразительности. Художник наполняет свои холсты образами таинственных, загадочных, изобилующих различными хантыйскими божествами природы родного северного края, путешествиями по своей родной земле, где живут девушки-черемухи, женщины-морошки, травяные мужики и вездесущие утки. Образы природы и человека неожиданно и естественно мифологизируются на глазах.
Вот что сам художник говорит о своем творчестве: «Все, что мною изображено - это мои представления, это тот самый взгляд от своего дома, с того берега. Это все - мои ощущения, связанные с природой, документально, образно изложенные в работах. У меня не возникает желания просто копировать натуру. Зная и чувствуя ее, я начинаю делать большие обобщения...»
«Геннадий Райшев – художник не для ленивого зрителя, которому все разжуй, да в рот положи. Это трудный мастер, потому что зрелища, которые он нам предлагает, непривычны. Они не прочитываются сами собой и не расшифровываются по каким-либо уже знакомым формулам – будь то традиционный «реализм» непосредственного воспроизведения натуры или хитрые коды авангардных направлений ХХ века. Тут сразу напрашиваются весьма правдоподобные объяснения: хантыйский художник, унаследовавший мифологическое мышление северного лесного народа, мир его сказок, легенд, суеверий; к тому же едва ли не самоучка, без формального профессионального образования... Одним словом, возникает искушение отнести творчество Райшева к области примитивного искусства: взял кисть в руки, и у него «само» получилось, от природы, от неотшлифованной школой талантливости... Он, тем не менее, не такой, не наивный. Все, что он делает, - глубоко осознано, соотнесено с его представлением об искусстве – историческом и современном, выражает творческую позицию, а не только непосредственно чувство», - так писал о Г.С. Райшеве известный московский искусствовед Юрий Герчук.