​«Тихий сон» вместо «Тихого Дона»

Специально, заставив себя, еще раз пересмотрела новый «Тихий Дон». Я бы его назвала по-другому – «Тихий сон». Если бы не любовь к Шолохову , то переключила бы, скука смертная! Монотонно, затянуто, 14 серий, и все прошли без эмоций! А главной исторической подоплеки нет. Если фильм Герасимова некоторые обвиняют в политизированности, то стоит отметить, что Шолохов в книге дает понять, почему победили красные. Он не писал о том, что все красные — маньяки-душегубы, он показал путь становления революционера на всех социальных уровнях. Кошевой и Бунчук далеко не отрицательные персонажи. В книге логично показан этот путь. А сейчас разве не все становятся жертвами моды на обвинение красных во всех смертных грехах? Разве белые казаки были только страдальцами? Вспомнить только что вытворял Коршунов Митька, насильник и убийца, как он расправился с матерью Кошевого, а Пантелей Прокофьевич? Он с Дарьей ездил по хуторам и забирал имущество у казачек (принадлежавшим к красным), которые лишились кормильца. Забирал, грабил, не смотря на плач детей и мольбы женщин! Так было принято. А Григорий мальчишек-матросов зверски не зарубил? Нет нерва в сериале, все театрально-постановочно. Как там у Станиславского? Не верю, и все тут. Напишу общие впечатления:

Лично у меня сложилось мнение, что Урсуляк не экранизировал «Тихий Дон» Шолохова, а переснял «Тихий Дон» Герасимова. Сцены очень многие похожие, тогда логичным становится вопрос: зачем переснимать уже всеми признанное произведение? Значит, есть, что сказать новое, так сказать, свежий взгляд. Уж не мысль ли о том, что плохие красные уничтожили хороших белых? Только у Шолохова не об этом. Казаки поделились, казаков уничтожали казаки, поэтому в книге так много размышлений о страшной братоубийственной войне. Никто извне не пришел и с Марса не прилетел. Переделывали жизнь, потому как в казачестве тоже была расслойка на бедных и богатых.

Герасимовский фильм каждый год показывают по телевидению, значит, есть рейтинги, иначе не давали бы эфир. И каждый раз, останавливаясь на нем, не можешь переключить потому, как каждая минута фильма содержит нерв, все логично, все выверено. Здесь же такое ощущение, что герои сами по себе, пейзажи сами по себе. Во время музыки перематывала, они бы еще затанцевали, как в индийских фильмах. У Герасимова в диалоге героев у каждой реплики свой тон и незабываемый тембр голоса актера. Можно не смотреть, а все равно угадаешь героя. Здесь же отвратительный голос главного персонажа: противно слушать было. Вообще что касается речи актеров, то это был набор озвученных фраз, сплошная стилизация под говор казаков. Уж лучше бы говорили, как умеют, а не выжимали из себя «шокание». Но самое главное: если в фильме нет основной темы революционно-политической, которая занимает треть книги, то значит должны быть мощные главные герои. У шолоховской Аксиньи — «губительная, огневая красота», «пухлые, жадные губы», «огнисто-черные глаза», «налитые плечи», «смуглая точеная шея», если она целует, то «бешенно», если проходит мимо, то смотрит «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри». Не нужно забывать, что Аксинья очень многое пережила: и изнасилование отцом в юношестве, и побои Степана и смерть годовалого ребенка, любовь к Григорию словно выпрямила ее: теперь она гордо несла свою «срамную голову», так как это чувство дало ей мощную силу, и за свою любовь она будет бороться до конца. Но это у Шолохова, у Герасимова, а у Урсуляка меланхоличная барышня, настолько сонная, что и не поймешь, что же в ней такого нашел Григорий. Где же этот поздний цвет любви? Перед нами гимназистка с грустными глазами, тургеневская девушка, приехавшая в гости к бабушке в деревню. К пятой серии я ее даже не запомнила. Неужели перевелись актрисы на земле русской, что одну из самых мощных героинь нашей литературы играет дистрофичная модель, если не сказать, серая мышь. Обидно.

Григорий: турецких кровей, яркий, мощный, звериный взгляд. А этому Григорию лучше смотреться в массовке, разве такой поведет казаков за собой? Мне порой казалось, что это пародия на казака. Гнусавый голос простуженного Боярского . Я уж думала, что после Эверетта испортить нельзя будет, однако я ошибалась, маразм наших режиссеров или тех, кто подбирает актеров, еще не вылечен. Скажу грубо: Гриша получился недозрелым слизняком, эдакий пацанчик с подъезда «чё по чём», где метания, где поиск сермяжной правды? Пантелей Прокопьевич вообще похож на деда Щукаря, чем на главу семейства. Казаки — зажиточные крестьяне (да простят меня оные), курени у них всегда ярко выбеленные, богато обставлены, опрятные, красивые. Здесь же нет ни скотины, створки окон болтаются, дома небеленые стоят, все как один, никакого различия. Жили бы так бедно, как урсуляковские казаки, все ушли бы к красным.

Непонятен монолог Григория, когда он говорит, что счастливы те, кто сразу определился, а он не может. Главный вопрос книги: почему произошло разделение — не раскрыт. До войны все поголовно чистенькие и беленькие (и бедные и богатые), во время войны все одинаково рваные. Хотя к военной форме относились бережно, начищали, одним словом, это было дело чести. Лампасы блестят, шинели идеально чистые — прививалось с детства, так как служба для казака — самое важное и основное, а потом уже косьба-молотьба. О том, что Григорий полный георгиевский кавалер мы узнаем только в конце фильма, и за что ему дали награды вообще не понятно.

Приходит Григорий домой (не буду описывать несоответствие в его возвращении, но посмеялась от души, когда поплыл надутый вещевой мешок в сторону. Вопрос: что там лежало и зачем брать его с собой, если даже не оглянулся на уплывающие вещи). Он же не знает, что Полюшка умерла, то есть идет он к двум своим детям. В этом же смысл романа: Григорий цепляется за жизнь, (звериное чувство жизни) что бы ни происходило. Все, что роднит его с этим миром, — это дети. Цикличность композиции: он возвращается к семье, дому, земле, отрекаясь от войны и политической борьбы. В доме теперь хозяин Михаил Кошевой, поэтому априори там не может быть запустения и разрухи, кои показаны у Урсуляка. Сестра Григория взяла на воспитание Мишатку, пока муж на службе, она следит за домом. Из чего следует другой смысл финала романа: обреченность и смерть то ли Григория как героя, то ли казачества в целом. То есть Григорий Урсуляка со смертью Аксиньи теряет смысл жизни, а это в корне неверно. Это потрясение (по книге) и перерождение героя. В конце книги герой счастлив, он чуть ли не бросается к сыну, теряет дар речи, целует «розовые холодные ручонки», «иступлено горящими глазами» он всматривается в лицо сына. В таких произведениях грех придумывать и додумывать, это как в «Судьбе человека» придумать, что нашлись настоящие родители Ванюшки или в «Анне Карениной» Вронский успевает схватить падающую Анну. Да и что это за такой сон, где Аксинья и Наталья идут, держа за руки Полюшку? Это вообще как? А где Танюшка, первая дочь Аксиньи и Григория? Где первый ребенок Аксиньи, умерший годовалым? Это что ж такое? То есть он сейчас придет к ним, и будут все счастливо жить в многоженстве? Не по-православному это. Идиллия прямо: жена и любовница, взявшись за руки, встречают Григория.

Если разобрать съемки, то… Первая серия. Мы видим одноэтажный дом, потом в следующем кадре откуда-то берется балкон с мансардой. Зачем назначать свидание в подсолнухах, которые по колено, да еще и у проезжей дороги? Они пробираются в редеющем поле ползком. Прикуривают от спичек, хотя рядом горелка стоит? Да и спички, по-моему, были на вес золота...

Кинематограф и художественная литература используют разные методы воздействия на человека, мне кажется даже, что кино более в выигрышной позиции, потому как один кадр может воссоздать целый лист печатного текста. И талантливые режиссеры подтверждают это. Есть очень хорошие экранизации, начиная от классического примера «Войны и мира», заканчивая «Идиотом». Так вот есть непревзойденные шедевры экранизаций мировой литературы: «Судьба человека», «Братья Карамазовы», «Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», есть шикарные современные экранизации: «Идиот» с Евгением Мироновым , трилогия Куприна с Михаилом Пореченковым , — это только навскидку, что пришло первым в голову. В этом ряду и «Тихий Дон» Герасимова. А давайте переснимем «Собачье сердце» или «Иван Васильевич меняет профессию»? Переснять — как переписать книгу. Вопрос зачем?

Главный вопрос: о чем фильм Урсуляка? Банальная сериальная история. «Тихий Дон» Шолохова больше чем любовная история Григория и Аксиньи, это книга о судьбе казачества в переломную для всей России эпоху.

От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ru , nureev@siapress.ru или на vk.com/siapress . Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.


Марианна Воронцова, филолог

 
По теме
Югорчанка обвиняется в мошенничестве, совершенном в крупном размере Виктория Терина Жительница Югорска предстанет перед судом за кражу бюджетных денег Фото: Татьяна Коркина Перед судом предстанет жительница Югорска,
Двое жителей Нижневартовска стали фигурантами уголовных дел о подделке документов Виктория Терина В Нижневартовске у двоих водителей обнаружили поддельные права и завели на них уголовные дела Фото:
21.03.2024 постановлен приговор по уголовному делу в отношении жителя г. Советский за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст.
Мужчина находился на грани жизни и смерти, но медики смогли оказать ему необходимую помощь Виктория Терина Фото: Сургутская скорая помощь Медики скорой помощи Сургута спасли мужчину с инфарктом.
Военнослужащие и сотрудники Управления Росгвардии по ХМАО – Югре совместно с коллегами из регионального УМВД России обеспечили безопасность проведения XXII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня»,
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ