Подражание чужим традициям – это потворство …
Ямамото Цунэтомо, «Хагакурэ»
Наука давно отказалась от представления, что традиционные культуры являются неподвижными, не поддающимися изменениям и динамике, подвергающиеся только разрушению под натиском современной цивилизации. Современное общество – это результат взаимодействия наследия традиционной культуры и её нынешнего развития.
Традиции в разных сферах жизни оказываются весьма мобильными, способными к динамике, приспособлению к сложной и многообразной современности. В мире еще сохраняются изолированные народы, удалённые от современных центров развития. Сообщества охотников и собирателей продолжают жить в своей экологической нише, придерживаясь традиционных технологий, навыков и знаний. Но большинство прежних архаичных и традиционных культур уже давно втянуто в производственно-экономические отношения с центрами современной цивилизации.
Многие традиционные общества, столкнувшись с новыми реалиями и испытав воздействие глобализации, не смогли отказаться от своей традиционности, они должны были актуализировать её, изменяя при этом, но изменяя и современность.
Мастер-класс «От традиции к реалиям: pro et contra» со студентами гр. Б–5071 СГФ был организован и проведён 19 апреля преподавателями кафедры СГО – к.и.н., доцентом Л.П. Малаховой и к.и.н., ст. преподавателем В.В. Медведевым. Перед аудиторией была поставлена цель научиться использовать методы антропологических исследований при анализе тенденций развития современной культуры, что стало возможным, благодаря командной работе в решении кейс-задач. Прежде всего, были определены основные тенденции развития культуры в настоящее время и выделены характеристики, что определило ответы на следующие вопросы:
– К чему приведёт происходящее в настоящее время заимствование российским обществом праздников из европейской / мировой культуры (День Святого Валентина, День Святого Патрика, Хэллоуин и другие) – к обогащению нашей национальной культуры или «размыванию» традиции: pro et contra?
Действительно, российская культура впитала в себя элементы многих других культур, но на сегодняшний день они воспринимаются как свои. По мнению большинства участников дискуссии, в популяризации и адаптации европейских праздников в российскую действительность огромная заслуга принадлежит маркетологам, которые получают от этого собственные выгоды. Однако многие расценивают заимствованные праздники как моду, а интерес к ним как временное явление. И отмечание «не наших» праздников не имеет негативного влияния на традиционную культуру российского общества.
– Каковы последствия заимствования через европейскую / мировую культуру (кино, литература, музыка) западных ценностей: pro et contra?
В ходе дискуссии ребята выяснили, что сейчас происходит образование неких единых стандартов универсальной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции. Но при этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных коммуникационных средств и экономических связей такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности).
– Реконструкция элементов традиционной культуры и исторических событий (Мангазейский ход, фестиваль «Соцветие», деятельность национально-культурных центров и автономий) – это необходимая составляющая нашего общества, проявляющаяся в социальной и исторической памяти, или «игра в ряженных» определённого круга людей: pro et contra?
Реконструкцию элементов традиционной культуры и исторических событий ребята рассмотрели как элемент активизации исторической памяти. Она становится мощным социальным движением и выступает неотъемлемым элементом не только воспроизведения исторической ситуации, но и современной повседневности. Причем, реконструкции глобальных событий в российской истории интересны и востребованы в разных регионах России, а реконструкции традиционной культуры различных этносов, по мнению студентов, интересны лишь в местах проживания этих этносов.
– Каковы последствия регионализации? Не является ли эта тенденция первым шагом к региональному сепаратизму и последующим противоправным действиям: pro et contra?
При оценке векторов взаимодействия глобализации и регионализации участники дискуссии говорили о противоречивом единстве, которое рождается под влиянием двух разнонаправленных, но параллельных процессов трансформации общественных отношений. Регионализация рассматривается в рамках национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим.
Итоги мастер-класса и его основные положения были представлены в виде систематизированных ответов на вопросы о наиболее актуальных и своевременных тенденциях развития культуры и выделении методов антропологических исследований, использованных при решении кейс-задач.
Медведев В.В., к.и.н., ст. преподаватель кафедры СГО, СГФ
Малахова Л.П., к.и.н., доцент кафедры СГО, СГФ