​Юлия Уткина: «Мне ужасно не хотелось убивать Акакия Акакиевича…»

Фото А. Андронова
​Юлия Уткина: «Мне ужасно не хотелось убивать Акакия Акакиевича…»
​Юлия Уткина: «Мне ужасно не хотелось убивать Акакия Акакиевича…»
​Юлия Уткина: «Мне ужасно не хотелось убивать Акакия Акакиевича…»
​Юлия Уткина: «Мне ужасно не хотелось убивать Акакия Акакиевича…»
​Юлия Уткина: «Мне ужасно не хотелось убивать Акакия Акакиевича…»
​Юлия Уткина: «Мне ужасно не хотелось убивать Акакия Акакиевича…»
Фото: www.siapress.ru
Фото А. Андронова Читать:
  • Секреты «Шинели»
  • По обе стороны
  • «Я не знаю, что такое телевизор!»
  • Раздолье ролей
  • А что дальше?
  • «Все мы вышли из гоголевской шинели» , — сказал французский критик Эжен Вогюэ в 1885 году. Время идет, но эта фраза не теряет своей актуальности. Неудивительно, что культовая повесть Николая Васильевича Гоголя то и дело становится объектом переосмысления для театралов всех поколений. Проблему маленького человека в большом мире решила поднять в своей трактовке «Шинели» известная сургутская актриса и режиссер Сургутского музыкально-драматического театра Юлия Уткина: премьера ее спектакля состоится 30 и 31 марта.

    Корреспонденты siapress.ruпобывали на репетиции постановки. Можем заверить: зрителей ждет действительно оригинальное прочтение Гоголя, в чем-то напоминающее психологический триллер! Во время личной беседы Юлия Уткина рассказала, как экспериментировать с классикой, чтобы расшевелить воображение зрителя; почему она не следит за вручениями «Оскара»; каково быть актрисой и режиссером одновременно и почему ей не хочется уезжать из Сургута.

    Секреты «Шинели»

    — Юля, как я понимаю, «Шинель» — это третий спектакль, где вы выступаете в качестве режиссера? В 2015 году вы получили специальную стипендию на создание постановки. Почему было выбрано именно это произведение?

    — Да, все верно. Как и мой первый спектакль «Иди, куда влечет тебя свободный ум», он вырос из студенческой работы. В студенческую пору — это был 2006 год — у нас было задание по Гоголю . Все должны были взять отрывок из повести «Шинель» и пофантазировать на эту тему. Мы ставили разные кусочки, и мне пришла в голову идея, что главный герой повести должен…рисовать шинель прямо на себе! И я сделала отрывочек буквально минут на 10-15. Он вышел очень атмосферным. Получилась этакая психологическая драма! Этот отрывок очень сильно отпечатался у меня в памяти, а где-то в подкорке осталась мысль, что можно было бы развить все это в целый спектакль. Но я о таком тогда даже и не мечтала! Позже руководство сообщило, что есть специальная стипендия Союза театральных деятелей для молодых режиссеров, и предложили мне что-то сделать… И вот тут-то у меня в памяти всплыл Гоголь с этим произведением.

    — Сколько в итоге будет длиться полноценный спектакль?

    — Я думаю, что примерно один час сорок минут. Сейчас у нас идет самый сложный этап работы, когда мы буквально собираем спектакль по кусочкам.

    — У вас оригинальные декорации, судя по репетиции, на которой мы сейчас побывали. Они у вас уже были, и вы их приспособили под новый спектакль (как иногда делают в театрах), или специально создавались для «Шинели»?

    — Да, специально создавались. Была проведена работа с московским художником-сценографом Дмитрием Дробышевым . Наш театр уже не в первый раз работает с ним. Перед этим спектаклем мы непосредственно встречались и обговаривали идеи. Затем он делал эскизы, а после мы вместе выбирали подходящий вариант.

    — В некоторых столичных постановках использованы декорации, имитирующие старинный Петербург. И в ход идет довольно помпезный реквизит в конечном счете. Вы же решили пойти более экспериментальным путем?

    — Да! Просто мне хочется все-таки, чтобы в этом спектакле главными героями были люди, актеры. Все остальное должно играть только какую-то вспомогательную роль. Мне не хотелось делать акцент на масштабных декорациях, когда панно с видами Петербурга сменяют друг друга и так далее… Здесь немного другое. Мне, как режиссеру, интересно максимально проявить два главных инструмента актера — голос и пластику. Если вы заметили, у нас есть акцент на пластике в спектакле. Мне хочется сделать так, чтобы все показанное смотрелось не танцем, а именно пластическим выражением Гоголя.

    Я вот читаю Николая Васильевича и понимаю, что иную сцену у него ну невозможно просто словами передать! Я ее настолько чувствую и вижу, что становится ясно: только за счет пластики и музыки можно выразить то, что мне бы хотелось.

    — Есть какие-то у вас, может быть, «шинельные» ориентиры? Какой-то эталон? Все же это произведение довольно часто ставят разные театры.

    — Нет. Но сам автор безумно интересен! Гоголь для режиссера — безграничная фантазия. Когда читаешь его произведения, то столько вопросов задаешь сам себе… Интересно отвечать на них, воплощать что-то. Мне хочется, чтобы это была не классическая постановка. Текст автора настолько гениален, что нет смысла его непосредственно иллюстрировать. Когда читаешь произведение между строк Гоголя — тогда открывается бездна! Ее хочется воплотить на сцене и тем самым показать зрителю свой внутренний мир.

    — То есть у вас текст выступает в роли некой канвы, сквозь которую вы ведете собственное повествование?

    — Да, текст весь авторский. Наших слов там нет, но ложится все именно на конкретное видение, которое я не могу пока раскрыть, потому что там вся соль и финал. Может, вы видели, что у нас на афише написано «бедная история с фантастическим окончанием»? Так вот, нами взят текст автора — а вот что имеется в виду под этим текстом? Мы и пытаемся это показать. Могу лишь намекнуть: когда я прочитала это произведение, то мне ужасно не хотелось убивать Акакия Акакиевича.

    — Забавно, что когда читаешь произведение в школе, то ощущения совсем не те, что потом, когда перечитываешь его в зрелом возрасте. Повзрослев, отчетливо понимаешь идею о маленьком человеке, о ненужности. И даже не о бюрократических чиновниках речь — каждый может это почувствовать.

    — Театр — это парадокс. Все гениальное вообще парадоксально. Мне хочется постараться удержать это отношение к Акакию Акакиевичу, как это удавалось Гоголю — когда одновременно идет и жалость, и презрение, мол, сам виноват. Это же парадоксально, когда хочется человека любить и ненавидеть одновременно!

    — Что бы вам хотелось донести в конечном итоге своей интерпретацией «Шинели»?

    Очень сложно сформулировать ответ на этот вопрос в одной адекватной мысли. Я попробую сказать так: допустим, у человека есть мечта или что-то самое дорогое, но что происходит с ним, когда он это теряет? В этом самая суть. Способен ли человек найти свою ошибку? Мы же прокручиваем в своей голове мысли, прошлые поступки, поведение и пытаемся ответить на вопрос, почему так получилось. И если мы находим причину, то можем в жизни многое исправить и пойти по правильному пути. А есть люди, которые неспособны видеть причину — и тогда случается беда.

    По обе стороны

    — Вы в качестве актрисы задействованы во многих постановках. С некоторых пор вы еще и режиссер. Как совмещаете это? В какую стезю клонит больше?

    — Конечно, есть предпочтение. Я — актриса! Это мой основной путь. Путь режиссера тернист и сложен. Мне сейчас действительно очень трудно. Я сижу на этом стуле и буквально сдерживаю себя, чтобы не выскочить на сцену и не показать, как надо делать. Очень хочется все именно в своем теле и своим голосом пережить, передать! А нужен все-таки взгляд со стороны. Надо уметь объяснить актеру, что тебе нужно, какие ты ставишь задачи, чтобы он понял.

    — Наверное, очень пригождается актерский опыт. Когда побывал в обеих ипостасях, так сказать…

    — Конечно! Кто-то говорит, что не нужно на актерском курсе знать, что такое режиссура, изучать ее, туда влезать — а я считаю, что надо. Это должна быть не какая-то крайняя степень, разумеется, но какие-то основы могут пригодиться актеру даже для выстраивания своей роли.

    «Я не знаю, что такое телевизор!»

    — Да, есть интересные прецеденты, когда актеры становились режиссерами и в этом амплуа получали не меньше признания. У Бена Аффлека такой опыт есть, например. Кстати, недавно проходило вручение «Оскара». Вы следите за этими событиями?

    — Нет… Мне не то чтобы неинтересно, а просто времени катастрофически не хватает! Очень плотный график репертуарных спектаклей. Я не знаю, что такое телевизор. Но буду рада, если вы расскажете про это событие (смеется).

    — Что ж, если совсем коротко, то «Форму воды» Гильермо дель Торо признали лучшим фильмом. Кто-то был восхищен, а кто-то негодовал. Скажите, а есть у вас любимые кинорежиссеры? Или вы все же предпочитаете театр?

    — Театр, да. Меня вот спрашивают постоянно: «А почему ты не уехала в Москву?» Потому что я очень сильно люблю театр! Кино — это совсем другое. Не скажу, что в нем проще. Нет, конечно. Театр, он живой, его ничем не заменить! Я просто кайфую, имея возможность выходить на сцену. Один и тот же спектакль никогда не бывает одинаковым! Ты выходишь с разным настроением и твои партнеры тоже. Это очень интересно.

    Раздолье ролей

    — Кого бы хотели сыграть?

    — Всё и всех! На телевидении часто мне часто задают этот вопрос. За 13 лет у меня накопился большой список ролей — более 38. Очень много разноплановых персонажей. До недавнего времени я смело могла говорить, что хотела бы сыграть мужчину. Теперь у меня их в арсенале целых два! В «Женитьбе» и в сказке «Царевна –лягушка». Тут я оторвалась по полной программе. Мне повезло! В этом театре у меня есть мужские роли, есть роль Бабы-яги и, например, Золушки — абсолютно противоположные.

    А что дальше?

    — Юля, за что возьметесь после премьеры? Есть идеи уже?

    — Сложно сказать. Наверное, хотелось бы попробовать что-нибудь из поэзии.

    — Да, у вашего театра был хороший опыт с Серебряным веком, например…

    — Да, и еще был поэтический спектакль по Суханову . Но хочется теперь сделать что–то такое…

    — Экспериментальное?

    — Да! Я люблю классику, но хочется как-то шевелить воображение зрителя!

    Справка: Юлия Уткина работает в Сургутском музыкально-драматическом театре с 2005 года. Окончила Челябинскую государственную академию культуры и искусства по специальности «Актер драматического театра и кино». Является членом Союза театральных деятелей РФ. Режиссер спектаклей: «Иди, куда влечёт тебя свободный ум» (по поэме А.С. Пушкина «Анжело»); «Двенадцать месяцев» (по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»); «Шинель» (по одноименной повести Н.В. Гоголя). Награждена дипломом в номинации «Конкурса молодой режиссер» (II Международный Фестиваль современного искусства, Ханты-Мансийск, 2010 год / спектакль «Иди, куда влечет тебя свободный ум»).


    Надежда Макаренко

     
    По теме
    Средства депутатского фонда Алексея Савинцева во втором квартале 2024 года направлены Государственному архиву Югры для модернизации читального зала, приобретения экспозиционно-выставочного оборудования.
    Друзья! В Сургутском художественном музее продолжает работу археовыставка «Предшественники», на которой представлены ювелирные украшения I–XVI вв.
    Госинспекция труда рассказала о причинах несчастных случаев на производстве в Югре - РИЦ Югра Автор: служба информации РИЦ «Югра» Автор фото: Центр социальных медиа Югры О производственном травматизме и мерах профилактики рассказал на пресс-конференции в РИЦ «Югра» заместитель руководителя Государственной инсп
    РИЦ Югра
    Югорчанин украл игровую приставку из магазина, чтобы заложить ее в ломбард - СургутИнформТВ Фото: скриншот видео тг-канал полиции Югры, https://t.me/police_ugra/3100 В Нефтеюганске сотрудники полиции поймали похитителя игровой приставки, которая пропала прямо из торгового зала магазина.
    СургутИнформТВ
    Ирина Григорьевна Легойда - Окружная больница В Нижневартовской окружной клинической больнице проводили на заслуженный отдых медицинскую сестру хирургического отделения № 2 Ирину Григорьевну Легойда.
    Окружная больница
    Сквозной проход через кабинет неотложной медицинской помощи закрыт. Отныне в фильтр – бокс могут зайти только пациенты с первичными признаками ОРВИ и гриппа.
    Городская детская поликлиника
    Дружба начинается с традиций - Газета Знамя Русская гармонь объединяет все нации в ритме дружественного танца В детском саду «Умка» на стене памяти «Знай наших!» педагоги разместили фотографии героев разных поколений.
    Газета Знамя