Железнодорожный вокзал: уродец или сокровище, которое мы вот-вот потеряем? // ФОТО

Местный железнодорожный вокзал сургутянами дружно нелюбим и даже презираем. Поэтому, когда стали маячить новости о его реконструкции, все единодушно обрадовались. Однако в пылу радости общественность не до конца осознаёт значимости объекта, который вот-вот похерит.

Действительно, вокзал не очень удобный: электронное табло прибытия и отправления поездов здесь, например, появилось совсем недавно. Туалеты сомнительные, зал ожидания неприятный, посреди центрального зала - здоровенная лестница, на которую нужно карабкаться вместе с сумками, а если повезёт и твой поезд придёт на третий путь - карабкаться ещё и на пешеходный мост.

Все эти явные минусы вокзала легко устранить внутренними ремонтными работами, не прибегая к полной перестройке здания. Однако, как мы видим на схеме, речь идёт о тотальном изменении облика вокзала. Наподобие здания Сургутской филармонии, в котором сейчас совершенно не узнаётся бывший ДК Энергетик.



Теперь самое интересное. Сургут, несмотря на свой солидный возраст в 422 года, из трёхсот двадцати трёх дореволюционных лет своей истории сохранил лишь одно здание - дом купца Галактиона Клепикова - ныне Купеческая усадьба, филиал местного краеведческого музея. И то, здание хоть и сохранилось формально, но все брёвна и наличники в нём новые. Всего одно здание из 320 лет! По-моему, маловато.

74 года советской истории, за которые состоялось второе рождение города и его расцвет, впрочем, тоже оставили нам немного ценного из архитектуры. Всё, что было возведено в городе, - это сплошь типовые проекты, строившиеся массово по всей стране. И ДК Энергетик, и ДК Геолог, и ДК Нефтяник, не говоря уже о панельном жилье и общественных зданиях.

Единственной же нетиповой постройкой советского периода в городе является железнодорожный вокзал.

Железнодорожная станция в Сургуте была открыта в 1978 году и десять лет обходилась без полноценного вокзального комплекса. Нынешнее здание было построено в 1988 году по проекту новосибирского архитектора Владимира Петровича Авксентюка . Он работал в железнодорожном ведомстве с 1960 года и спроектировал множество вокзалов. Практически все сибирские нетиповые железнодорожные вокзалы - его рук дело.

Сургутский вокзал - весьма достойный образец советского модернизма. Внутри он напоминает амфитеатр, вписанный в прямоугольник. Удачно используя перепад уровней между станцией и площадью, Авксентюк поделил пространство вокзала на входную зону с кассами, расположенную на уровне привокзальной площади и на зону залов ожидания, расположенную на уровне перрона.

Глухому городскому фасаду, образованному вертикальными стенками-экранами, противопоставляется стеклянная фасадная поверхность со стороны перрона, которая завершается плитой покрытия, вынесенной в сторону путей массивными козырьками-консолями, перекрывающими часть перрона.



Благодаря сплошному остеклению, ночью со стороны перрона вокзал «светится», а днём внутри него всегда ярко и солнечно.

Пространство залов ожидания раскрыто на железнодорожную станцию всем своим фронтом, связывая станционную территорию с пассажирами, ожидающими прибытия поезда.



Что примечательно, у вокзала есть двойник в казахстанском Павлодаре. Что, впрочем, вполне по-сургутски: Биг Бен, памятники нерождённым детям, гумманоидам и коту учёному имеют прототипы в других городах.

В.П. Авксентюк: «Все крупные вокзалы старались делать по индивидуальным проектам. Вокзал в Павлодаре был запроектирован и построен раньше вокзала в Сургуте, и в целях экономии времени и средств были применены при его проектировании некоторые решения, отработанные на строительстве вокзала в Павлодаре, но в фасадах и интерьерах много различий. В вокзале в Сургуте я пытался реализовать идею сделать зал ожидания ярусами, разделить пространство зала ожидания на зоны, где на мой тогда взгляд пассажиры чувствовали себя более комфортно» .



Но главное, что выгодно отличает сургутский вокзал от павлодарского и является основной его изюминкой - это шикарные мозаики на фасаде здания и внутри него. Автор - художник Герман Черемушкин .

Со стороны перрона имеется весьма впечатляющий четвериптих, на котором основные богатства сургутской земли изображены в виде муз: Тайга, Нефть, Энергия и Вода.

Внутри - великолепное панно с картой города, где из лесов, окружающих Сургут выглядывает разнообразное зверьё, а из водных артерий - всяческие мифические русалки.

Но если обойти панно сзади - взору открывается не менее потрясающая картина с буровыми вышками, нефтепроводами, геологами и зайцами.

Мало кто захаживал посмотреть на оборотную сторону панно. Честно сказать, я и сам не догадывался, что её торец скрывает такие шикарные красоты. Тем не менее, они есть и могут в скором времени безвозвратно исчезнуть.

Со стороны привокзальной площади имеются небольшие, местами повторяющиеся мозаики на тему освоения Севера: нефтяные вышки, корабли, церковь и прочая геологическая наука.



На данный момент внутренняя инфраструктура вокзала представлена весьма «колхозными» торговыми точками, плохо пахнущим туалетом и сомнительными закусочными.

Если всё это привести в порядок, установить на лестнице эскалатор и всячески «причесать» вокзал, по возможности стараясь максимально сохранить его изначально задуманный внешний и внутренний вид, может получиться вполне неплохо.

Однако, как я подозреваю, нас ждёт тотальная реконструкция здания с его облицовкой модными нынче цветными панелями, которые не пощадят ни общего облика вокзала, ни мозаик Черёмушкина.

Предполагаю, что многие, прочитав всё вышеизложенное скажут: «Да на кой чёрт нам сохранять этого уродца?! Никакой ценности в нём нет!» Если руководствоваться такой логикой, то, на примере Петербурга, - всё, что было построено при Петре и Елизавете в стиле барокко - в XVIII веке стоило перестроить в модном классицизме, в XIX - всё перефигачить в модерн, после революции - переделать под конструктивизм, а затем в сталинский ампир, и так далее.

Советский модернизм - стиль достаточно интересный, и нам стоило бы гордиться наличием в Сургуте подобного здания, всячески его реставрировать, сохраняя его идентичность.

А не переделывать при первой же возможности в модный нынче хайтек.

Если представить что мы живём в идеальном мире, стоило бы, конечно, построить новый вокзал на новом месте (благо неподалёку имеется пустующая площадь первого вокзала, которую можно расширить за счёт прилегающей к ней железнодорожной промзоны), а в самом историческом здании вокзала создать некий творческий кластер, передав его независимым художникам и прочим представителям творческой среды по примеру создания пермского музея современного искусства в здании бывшего речного вокзала.

К слову, на данный момент в Сургуте отсутствуют выставочные залы, способные принять масштабные проекты типа The Best Of Russia, а здание железнодорожного вокзала смогло бы.

Плюс к этому, создание подобного заведения помогло бы району жд избавиться от своего депрессивного статуса, привлекло бы сюда творческую среду, благо здесь уже имеется музыкально-драматический театр (который, правда, на данный момент постоянно хочет переехать в центр города). Но, мы живём во-первых, в России, а во-вторых - в Сургуте, так что обо всём этом можно не думать. Но стоит постараться хотя бы сохранить имеющиеся мозаики в процессе реконструкции вокзала.

Фото без водяного знака взяты из интернетов. Старые фотографии Сургута - из архивов краеведческого музея. Правое фото павлодарского вокзала авторства varandej

Оригинал :

Юрий Семенков, арт-группа «Прорубь»

 
По теме
Пожары в гаражах происходят в основном по причине неосторожного обращения с огнем, неисправности электросистем транспортных средств, нарушения правил пожарной безопасности при пользовании отопительными и нагревательными приборами.
В минувшем году и истекший период текущего года зарегистрирован 9 случаев отравления грибами, главной причиной которых было незнание отличительных особенностей съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов,
С началом жаркой погоды и приходом лета открывается купальный сезон. Но при купании в водоемах следует помнить о риске «ПОДЦЕПИТЬ» паразитов, которые наиболее активны в период с июня по август.
Пожары в гаражах происходят в основном по причине неосторожного обращения с огнем, неисправности электросистем транспортных средств, нарушения правил пожарной безопасности при пользовании отопительными и нагревательными приборами.
Кондинский район
По инициативе Ханты-Мансийского регионального отделения «Единой России» и Правительства автономного округа в июне прошлого года в Югре стартовал социальный проект, направленный на поддержку военнослужащих и их родственников.
Единая Россия